``

ТИЦИАН

Написал admin в Ноябрь - 30 - 2013

тициан

«Любовь земная и Любовь небесная» (1514)­, Галерея Боргезе, Рим

ТИЦИАН  — итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы, ставший легендой еще при своей долгой и успешной жизни.  Он — один из четырех титанов Возрождения, составивших славу итальянского искусства. Ему не исполнилось и тридцати лет, когда он был признан лучшим живописцем не только Венеции, но и всей Южной Европы.

Дом Тициана

Пьеве-ди-Кадоре.  Дом, в котором родился Тициан Вечеллио.

Тициан родился в аристократической семье Грегорио Вечеллио, в местечке Пьеве-ди-Кадоре провинции Беллуно. Точная дата его рождения неизвестна, наиболее вероятным считается 1488 год.  Еще десятилетним мальчиком он был вместе со старшим братом отправлен из маленького родного селения в Доломитовых Альпах на учебу в Венецию. Чтобы попасть в мастерскую Джованни Беллини, самому прославленному художнику в городе и основоположнику венецианского ренессанса, Тициан сначала занимался в мастерской мозаичиста Дзуккато, пока не стал учеником великого мастера. Там быстро раскрылся его большой талант художника, этому способствовала и дружба с Джорджоне ди Кастельфранко, который тоже был учеником Беллини.  Около 1508 года помогал Джорджоне в исполнении росписей Fontega dei tedeschi (Немецкого подворья) в Венеции, которые можно теперь видеть в Ка-д’Оро.

Когда в 1510 году Джорджоне безвременно скончался от свирепствовавшей в городе чумы, Тициан по праву стал считаться главой венецианской живописи и официальным художником Венецианской республики, в его обязанности входило исполнять и портреты дожей, что компенсировалось годовым содержанием от властей Венеции. В 1513 году Тициан получает приглашение от кардинала Пьетро Бембо поступить на службу к папе Льву X, но отвергает его. Он начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей. По свидетельствам документов, в это время Тициан уже имеет собственную мастерскую и двух помощников.

Ассунта

«Assunta», Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari, Venezia

В 1516 году от монастыря Санта-Мария Глориоза деи Фрари художник получает заказ написать алтарную картину «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516–1518). Расписывать этот огромный семиметровый алтарь Тициан закончит через два года, он ориентировался на обстановку базилики: вертикальное движение отвечает готическому интерьеру, комментирует его и придает смысл. То было первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. На ослепительном полотне изображено вознесение мадонны, полное движения и устремления ввысь.

карл

Деталь фасада Палаццо Барбариго на Большом Канале. Мозаика, изображающая встречу короля Карла V и Тициана в его мастерской.

С 1530 года Тициан начал работать для императора Карла V, который испытывал к художнику глубокое уважение. Каждый раз, как Тициан его писал, он получал в подарок тысячу золотых.  Художник и император становятся друзьями. Тициан подолгу гостит в Аугсбурге, выполняя там работы для императорского двора. А в 1550-1551 годах он работает уже для нового императора Филиппа II, сына Карла V.   Тициан  был произведен в рыцари его величеством с пенсией в двести золотых, выплачиваемых ему неаполитанским казначейством, император пожаловал ему титул графа Палатинского. Когда же он подобным образом написал портрет Филиппа, короля испанского, сына Карла, то и от него получил он двести золотых пожизненной пенсии. Таким образом, если считать те триста или четыреста золотых, которые он получил от венецианского правительства, – он имеет, не утруждая себя, семьсот золотых твердого дохода ежегодно.

Венера Урбинская

«Венера Урбинская», (1538), Уффици, Флоренция

Художник пользовался огромной прижизненной славой, это определенно не случай гения, страдавшего от пренебрежения современников. Его заказчиками, помимо Карла V и Филиппа, были папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино.  Художник блистал среди венецианской интеллектуальной элиты, многолетняя тесная дружба связывала его с писателем, публицистом, художественным критиком  Пьетро Аретино и ведущим архитектором Венеции того периода, Якопо Сансовино. Вместе они составляли триумвират, долгое время определявший характер художественной культуры Венецианской республики.

Тициан вовсе не был аскетом. Его переписка с Аретино показывает веселого человека, который охотно ест и пьет, который любит музыку, роскошь и общество женщин легкого поведения. Гениальность сочеталась у Тициана с холодной расчетливостью. Благодаря такому редкому сочетанию он быстро разбогател – он владел многими поместьями, виллами, домами.

59291763_Flora_1515

«Flora», 1515, Firenze, Uffizi

 

Наиболее известны женские образы мастера. Например  полотно «Флора», на котором изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности.  Или картина «Красавица», где представлена женщина воплощающая идеал красоты эпохи Возрождения. Художник любил золотистость цвета: его красавицы — белокурые, с волосами особенного отлива — «тициановых» темно-золотых тонов

bellatiziano

«La Bella», 1536, Firenze, Palazzo Pitti

 

По распространненной версии натурщицей для обеих картин послужила дочь другого известного венецианского художника, Пальмы Старшего по имени Виоланта, в которую Тициан был влюблен. Ее лицо можно увидеть и на многих других работах. Но женился в итоге художник на своей экономке, Чечилии, которая родила ему двух мальчиков и двух девочек.

В 1575 году в Венеции начинается вторая большая эпидемия чумы. Тициан, заразившись от своего любимого сына Орацио, умирает вслед за ним 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мертвым с кистью в руке. Благодаря вмешательству властей, тело художника не было сожжено в чумных кострах. Тициан похоронен в венецианском соборе Санта Мария Глориоза дей Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari ). Нынешний памятник поставлен австрийской администрацией. К сожалению, вопреки желанию самого Тициана, над могилой не оставили, его последнее полотно, душераздирающую «Пьету» (она теперь в Академии).

Дом Тициана

 Дом в Каннареджо, неподалеку от церкви Иезуитов, в котором жил и умер Тициан

 

Когда Российиский император Николай I купил большую коллекцию живописи одной из патрицианских семей Венеции, в ее составе было несколько картин Тициана; «Мария Магдалина» до сих пор в Эрмитаже, и почти все знакомы с ее репродукцией,  а «Венеру перед зеркалом» советское правительство продало в США.

 

Венера перед зеркалом

«Венера перед зеркалом», ок. 1560, Национальная галерея, Вашингтон

 

Множество произведений великого мастера осталось в городе, славу которого он составил. Росписи и полотна есть и во Дворце Дожей, и в Академии, и в Скуоле Сан-Рокко, и в прочих музеях. Не только Базилика дей Фрари, но и прочие церкви — San Giovanni Elemosinario, Санта-Мария-делла-Салюте, Сан-Джованни-э-Паоло, Madonna dell’Orto, San Salvador  бережно хранят его наследие.

 

P.S.  Чтобы увеличить фото, достаточно кликнуть мышкой по картинке

 

Generic medicines are clinically interchangeable with original brand

Оставить отзыв