``

Каналетто

Написал admin в Октябрь - 23 - 2015

КАНАЛЕТТО

Каналетто. Сан-Джованни-и-Паоло и Скуола Сан-Марко

Если задаться вопросом, кто из венецианских мастеров наиболее полно и поэтично  посвятил всю свою творческую жизнь прославлению прекрасного и безмятежного лика Венеции, ответ очевиден – Джованни Антонио Канал, более известный как Каналетто. Его полотна можно назвать воплощением идеальной Венеции, существующей на грани прозрачного иллюзорного света и переменчивых бликов воды. Венеции, которой никогда не существовало полностью в реальности, а лишь в зыбких прекрасных снах и туманных мечтах, в ускользающих мгновениях.

 

Наряду со своим земляком и ровесником Джанбаттиста Тьеполо, Каналетто внес значительный вклад в развитие европейской живописи XVIII века. Его городские пейзажи очень быстро получили коммерческое признание и почти целиком были предназначены для экспорта, прежде всего в Англию (не случайно в Венеции остались лишь крохи от его работ). И это при том, что никто из прочих Венецианских грандов: ни Тициан, ни Джорджоне, ни Карпаччо, ни Веронезе не могут сравниться с ним в поэтическом воспевании солнечной жемчужины Адриатики.

Каналетто. Прибытие французского посла в Венецию

Каналетто. «Прибытие французского посла во Дворец Дожей»,  1740, Эрмитаж,  Сан-Петербург

Антонио Канал родился в 1697 году в приходе венецианской церкви Сан-Лио в семье театрального художника, сценографа Бернардо Канала. С ранних лет вместе с братом Христофором помогал отцу в оформлении спектаклей и это занятие наложило отпечаток и на его последующее творчество. Каналетто всегда внимательно относился к глубокой перспективе и постановке своих работ. В возрасте 20 лет он отправился с отцом на 2 года в Рим, где и решил, что его призвание не сценография, а пейзажи.

Вернувшись в Венецию, молодой художник сразу принялся за Большой Канал и Сан-Марко, сначала несколько неуверенно, но со временем все более профессионально и поэтично. Случай свел его с театральным лондонским импрессарио Оуэном МакСуини и с его подачи Каналетто стал писать картины для английских путешественников, отдавая предпочтения живописным историческим строениям в ясные солнечные дни.

Каналетто. Каменоломня

«Каменоломня»,  1729, Лондонская Национальная Галерея

 

Художник стал известен и тем, что для работы с пейзажами  использовал так называемую «оптическую камеру»,  предвестницу камеры фотографической

Успех не заставил себя ждать: за несколько лет Джозеф Смит, английский консул в Венеции, переправил в Британию десятки его полотен. Большое собрание картин было отдельно приобретено королем Георгом III, его и сегодня можно видеть в Виндзорском Замке, а при издании репродукций отдельно указывается высочайшее разрешение Королевы Елизаветы II. Смит, перепродававший картины со значительной наценкой, заработал на художнике немало денег, хотя и сам Каналетто не бедствовал. Некоторые современники, да и последующие критики, часто упрекали его в излишней меркантильности,  работе  «на заказ». Это не совсем верно: у художника был сложный характер, возможно поэтому он так и не женился. И цены на свои картины он часто устанавливал исходя из симпатий или антипатий к клиенту. Англичане почитали его за гения, а французы – нет. Тому же Смиту все доставалось по смешным ценам, и Каналетто держался его почти всю жизнь.

Каналетто. Темза и Собор Св.Павла

«Темза и Собор Св.Павла»,  1747, Пражский Град, Чехия

В 1746 году Каналетто решил переехать в Англию поближе к богатым клиентам, таким как герцог Ричмонд.  Он провел там вдали от Венеции 10 лет. Многие исследователи считают, что переезд пагубно сказался на его живописи и вдали от ясной южной атмосферы он потерял свой блеск. В Англии кое-кто даже стал поговаривать, что Каналетто из Лондона – не настоящий. Но художник продолжал много работать и картины быстро расходились. Его блистательные пейзажи Темзы снискали заслуженную славу.

В 60 лет он вернулся в Венецию, где его выбрали профессором венецианской Академии живописи и художник неизменно пунктуально исполнял все свои академические обязанности.  Его «каприз», переданный в Академию в качестве вступительного взноса, по-прежнему можно видеть в Галерее. Еще одно большое полотно сохранилось в палаццо Джустиниан.  Каналетто скончался в одиночестве в 1768 году от продолжительной простуды в приходе Сан-Лио, где и родился. Все его имущество перешло к сестрам, а точное место захоронения не известно.

Оставить отзыв