``

ВЕРОНЕЗЕ

Написал admin в Февраль - 1 - 2018

P.S. Чтобы увеличить фото или карту, достаточно кликнуть мышкой по картинке

ВЕРОНЕЗЕ

Автопортрет

 

Автопортрет. Между 1558 и 1563.

В галерее знаменитых венецианских живописцев, как и в целом среди блестящих итальянских мастеров 16 века,  Веронезе выделяется особой радостной и искрящейся атмосферой своих полотен, безмятежной гармонией. Его часто называли «легким освежающим бризом» среди монументальных и классических современников.

Паоло Кальяри родился в 1528 году в Вероне, втором по значимости городе Венецианской Республики. Отсюда и появилось  его прозвище, с которым художник остался в веках, в переводе означающее просто «веронец».

В 1541 году молодой Паоло начал работать в мастерской местного живописца Антонио Бадиле, на дочери которого, Елене, он женился через несколько лет, когда приобрел известность. У них родилось пятеро детей.

Paolo Veronese http:/www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com;

«Аллегория музыки»,  1556-1557,  Библиотека Марциана,  Венеция

Поработав немного в Мантуе и Кастельфранко, художник отправился в Серениссиму, где уже в 1551 году получил заказ на работу во дворце дожей и исполнил фрески в Зале Совета Десяти. Затем последовал алтарный образ «Пала Джустиниани» для церкви Сан-Франческо-делла-Винья, К этому времени тридцатилетний Веронезе уже заслужил определенное признание и считался сложившимся живописцем, готовым к соперничеству с лучшими венецианскими мастерами, а ведь ими были не кто-нибудь, а Тициан и Тинторетто.

Для Зала Совета Десяти в течение трех лет были выполнены «Юпитер, мечущий молнии и пороки» (вывезена Наполеоном и хранится в Лувре), «Юность и Старость», «Юнона, осыпающая дарами Венецию» и пр. Высочайшее живописное качество этих работ молодого мастера общепризнано, в них выражен индивидуальный стиль, краски же яркие и немного мерцают, когда смотришь на полотна снизу. Ощущается стремление автора к декоративности, которая станет отличительной чертой его произведений.

Святой Марк

«Евангелист Марк»,  1555,   Церковь Сан-Себастьян,  Венеция

Вскоре Веронезе приступил к новой большой работе – украшению церкви Сан-Себастьяно в сестьере Дорсодуоро. Он трудился над ее оформлением в течение десяти лет и так прикипел к этой скромной снаружи церкви, что пожелал в последствии быть погребенным в ней.

Особое впечатление производит небольшая сакристия:  в центре на потолке «Коронование Девы Марии», обрамленное изображениями четырех евангелистов и их символов – орла, льва, вола и ангела. В алтарной части – цикл «История Есфири», иудейской девушки, ставшей женой царя Артаксеркса и совместно с учителем Мардохеем спасшей свой народ от истребления.

Новым заказом для Веронезе стало декорирование библиотеки Марциана на площади Сан-Марко, спроектированной знаменитым архитектором Якопо Сансовино. Самым удачным признано тондо (сцена, помещенная в круг) «Аллегория музыки». За эту работу живописцу подарили золотую цепь (по свидетельству Вазари вручал ее сам Тициан).

Сан-Джорджио

Сан-Джорджио Маджоре

Веронезе написал несколько полотен с библейскими пирами. Самое известное из них, безусловно «Брак в Кане» («Le nozze di Cana»), выполненное художником для архитектурного комплекса Сан-Джорджо Маджоре в 1562-1563 годах. Христос на брачном пиру в поселении Кана превратил воду в вино по просьбе Матери. Мастер трудился пятнадцать месяцев, гигантский шедевр имеет размер 666х990, и  зритель, стоящий перед ней, ощущает себя как бы в гуще пиршества.  В трапезной монастыря работа висела 235 лет, пока не была вывезена Наполеоном в качестве военного трофея в Париж, где теперь занимает стену Лувра. Хотя Венеция сдалась французам без единого выстрела, Бонапарт посчитал себя вправе вывезти из города множество шедевров. В последствии часть достояния итальянцам удалось вернуть путем переговоров, но не «Брак в Кане».

Брак в Кане

Паоло Веронезе «Брак в Кане»,  1562-1563,  Лувр,  Париж

Веронезе на полотне изобразил около 130 персон, многие из которых идентифицированы. Это король Франции Франциск I с женой, королева Англии Мария, испанский император Карл V, султан Сулейман I и его визирь, представители семейств Барбаро, Гонзага, Колонна и прочие знаменитости того времени. В центре нижнего ряда  расположилась  группа музыкантов, в которых художник воплотил себя и своих коллег: сам он в белых одеждах, за спиной Тинторетто, сбоку Тициан с виолончелью и Бассано с кларнетом. За ними можно опознать Пьетро Аретино и Андреа Палладио. Так Веронезе с удивительной прозорливостью предугадал, кто из его современников-венецианцев останется в веках.

Другая знаменитая история связана с картиной «Пир в доме Левия», над которой живописец трудился с 1567 по 1573 год по заказу доминиканского монастыря Сан-Джованни э Паоло. По началу картина называлась «Тайная Вечеря», но ярко выраженный гедонизм и множество нестандартных персонажей привели к тому, что художник оказался под судом инквизиции. В 1573 году на допросе по обвинению в ереси Веронезе пришлось объясняться, что «германцев, пьяниц,  шутов и прочих карликов» он изобразил вовсе не потому, что верит в их присутствие на тайной вечере Господа, а по причине того, что на картине оставалось много свободного места.

Пир в доме Левия

«Пир в доме Левия»,  1567-1573,   Галерея Академии,  Венеция

Убежденность Веронезе в свободе творческой воли очевидна, но, не желая идти на дальнейший конфликт с инквизицией, он изменил название на «Пир в доме Левия»

Художник много работал над украшением вилл венецианской знати, занимался и портретами. Особенно стоит отметить виллу Мазер семейства Барбаро у подножия Азоланских холмов. Эта резиденция стала триумфом сотрудничества трех выдающихся мастеров: архитектора Палладио, Веронезе и скульптора Алессандро Витториа (его портрет художник нарисовал в 1575 году). В 1580-е году живописец посвятил себя в основном полотнам на мотивы античной мифологии: «Венера и Адонис», «Похищение Европы» и пр.

В 1577 году в Венеции произошло трагическое событие: пожар во дворце дожей, в котором погибли многие работы старых мастеров.  Начались реставрационные работы, и Веронезе был приглашен декорировать зал Большого Совета.

Триумф венеции

«Триумф Венеции»,  1579-1582, Дворец Дожей,  Венеция

Тридцать пять полотен должны были аллегорически прославлять Королеву Адриатики, и художник взялся за «Триумф Венеции» (1579-1582). Это, пожалуй, самое знаменитое панно Палаццо Дожей на протяжении нескольких веков получало разные отклики. Некоторые, признавая яркость, динамизм и эффектность картины, считали ее пустой. Но изображение такого количества персонажей и сюжет были оговорены официальным заказом.

В последнее десятилетие жизни Веронезе создал большой религиозный цикл из десяти полотен, известный ныне как серия герцога Букингемского, но сейчас холсты раскиданы по разным  музеям. Его сыновья пытались пойти по стопам отца, однако,  не обладая его талантами, успеха не добились. Согласно последней воле художника, он был похоронен в венецианской церкви Сан-Себастьяно и «…скромная надгробная плита в полу составляет такой необходимый контраст рядом с блеском его живописи в сакристии».

Евангелист Лука

«Евангелист Лука»,  1555,   Церковь Сан-Себастьян,  Венеция

 

 

 

Оставить отзыв