``

ВИВАЛЬДИ

Написал admin в Март - 22 - 2018

АНТОНИО  ВИВАЛЬДИ

vivaldi2

Венеция подарила миру так много блестящих живописцев, но, если обратиться к сфере музыки, то на ум приходит лишь одно имя – зато всемирно известное – Антонио Вивальди.  Его называют одним из величайших композиторов эпохи барокко, а также самым виртуозным скрипачом своего века. Будучи самым популярным и значительным итальянским композитором своего времени, он внес неоценимый вклад в развитие концертного жанра и оркестровой музыки, не пренебрегая и лирическими произведениями. Его обширное наследие включает в себя также инструментальные концерты, сонаты и церковную музыку. Примером всемирно известного и невероятно красивого лирического произведения может служить «Эльфийская ночь».

СЛУШАТЬ   Antonio_Vivaldi_-_Эльфийская песня_Stradivari

Жизнь Вивальди почти не задокументирована, поскольку вплоть до 20 века никто и не пытался серьезно заниматься его биографией, даже дата его смерти установлена лишь в 1938 году по случайно найденным в Вене документам. Многие периоды его жизни, в частности путешествия по Италии и Европе,  до сих пор покрыты белыми пятнами. Общепризнанные факты опираются в основном на свидетельства современников, таких как Шарль де Брозе, Карло Гольдони и немецкий архитектор фон Уффенбах,  а также на скудные упоминания в официальных документах.

Будущий великий композитор родился 4 марта 1678 года в семье цирюльника Джованни Вивальди и его жены Камиллы. Младенец родился раньше срока и был очень плох, поэтому его поспешили крестить на дому. Но через два месяца ребенок был повторно крещен официально в церкви Сан-Джованни-ин-Брагора, рядом с которой обитала семья.

Церковь Сан Джованни ин Брагора

Венеция. Церковь Сан-Джованни-ин-Брагора

 

Из-за мучившей его всю жизнь, с самого рождения, бронхиальной астмы мальчик был не слишком активен и мало общался со сверстниками. Но поскольку его отец питал большую страсть к искусству скрипичной игры, нежели к своему ремеслу цирюльника, мальчик с раннего детства был погружен в мир музыки. Отец подрабатывал скрипачом в капелле Сан-Марко, и Антонио приходил в базилику на все его выступления.  Мальчик усердно учился играть на скрипке и клавесине, и, однажды, когда перед важным концертом оркестра капеллы Сан-Марко, внезапно заболел скрипач, Джованни Вивальди предложил ребенка на замену. Оркестром тогда руководил знаменитый композитор Джованни Легренци, который сильно удивился кандидатуре 10-летнего мальчика, но выхода не было. Маленький скрипач удивил маэстро, и тот взял его под свое крыло, давал уроки. Через три года Антонио постепенно начал сочинять свои опусы.

Поскольку к семейному делу мальчик был явно не пригоден, а в доме было еще пятеро детей, отец решил сделать из сына священника: ведь церковнику положение в обществе обеспечено. В 1693 году Антонио принял тонзуру от рук патриарха Венеции, а спустя 6 лет стал аббатом ордена францисканцев. Еще через 4 года он получил сан, и немедленно был прозван «рыжим священником». Из-за хронической астмы Вивальди освободили от распевания псалмов на мессе, но тут пришло приглашение от самого престижного приюта для девочек — церкви-консерватории Пьета, что находится на главной набережной города.

Pieta

Набережная Скьявони.  Церковь Пьета.

Антонио прослужил в ней с 1703 по 1720 год с приличным содержанием, достигшим со временем 150 дукатов, обучая девочек-сирот музыке и вокалу, дирижировал концертами и репетировал с оркестром. Подобные приюты (в Венеции их было четыре) собирали детей из неимущих семей или сирот и до достижения 15 лет обучали мальчиков  достойному ремеслу.  Девочки же посвящали себя музыке, а наиболее талантливые оставались в консерватории и после совершеннолетия.  Они пели, играли на скрипке, органе, гобое, виолончели, флейте и фаготе, Жан-Жак Руссо во время своего пребывания в Венеции, был очень впечатлен оркестром церкви Пьета. Для Вивальди это было счастливое время, не имея иных забот, он с упоением занимался музыкой, писал кантаты, гимны, сонаты, оратории. Концерты капеллы Рыжего священника в церкви на набережной Скьявони пользовались большим успехом у жителей и гостей Венеции. В это время Вивальди получил известность и как скрипач-виртуоз, ведь половина его произведений написана для скрипки с оркестром. Послушать его съезжались меломаны со всей Европы. В эти годы были изданы сборники его концертов и опусов. Венецианцы говорили, что скрипка Вивальди умеет плакать, умолять, петь и очаровывать. Значительное время композитор посвящал опере, которая пользовалась огромной популярностью в Венеции, успешно поставил несколько своих произведений и в 35 лет стал импресарио театра Сант-Анджело, при этом не оставляя и приют девочек.

В 1719 году композитор принял приглашение принца Гессен – Дармштадского, страстного поклонника музыки, и занял место капельмейстера при его дворе в Мантуе. В эти годы Вивальди посетил Милан и Рим, где с успехом представил новую оперу, а  затем демонстрировал мастерство скрипичного виртуоза при дворе папы Бенедикта XIII.

СЛУШАТЬ  Вивальди-Весна-Allegro

Именно в этот период были созданы знаменитые  и удивительные по красоте «Времена Года», четыре концерта для скрипки, в которых природа переплетается с музыкой. По-видимому, идея возникла у Вивальди во время поездок  по окрестностям Мантуи и холмам Тосканы. Он решил запечатлеть в музыке различные состояния природы – рождение, расцвет, зрелость и увядание, и в 1725 году издал в Амстердаме цикл «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Чарующие пассажи скрипки передают раскаты грозы и удары капель о стекло, веселый бег ручьев и пение птиц, молчание ночи и разгул охоты, жужжание комаров и зимнюю стужу, скользящих по льду детей и горящие костры. К каждому концерту Вивальди сам написал сонет с набросками сюжета

Примерно в этот же период композитор повстречал в Мантуе совсем еще юную певицу Анну Жиро (примерная дата рождения 1710 год), которая стала его ученицей и обрела в последствии славу лирической певицы. Между 1723 и 1740 годом она участвовала, по меньшей мере, в 15 оперных постановках Вивальди.

Carlo-Goldoni-650x782

Венецианский драматург Карло Гольдони

По воспоминаниям Карло Гольдони Анна не впечатляла красотой, но была очень изящна и прелестна. Композитор серьезно увлекся подопечной, но никаких достоверных свидетельств более близких отношений пока не нашлось.  Когда Вивальди вернулся в Венецию, Анна с матерью и старшей сестрой последовали за ним. Об их недопустимых отношениях судачили, Анну окрестили подружкой рыжего священника, но Вивальди не обращал внимания на сплетни и занимался с ученицей вокалом, вывозил на концерты в Прагу, Вену и Амстердам, писал для нее главные партии в операх, которые имели огромный успех во время карнавальных сезонов. Слава композитора росла, начинающий драматург Гольдони предлагал ему сюжеты для опер. На вершине карьеры Вивальди получал предложения от высшей знати и даже королевских семейств Европы: он писал кантату на свадьбу Людовика XV и Опус№ 9 для императора Карла VI, с которым встречался лично. Император настолько восхищался музыкой Рыжего Священника, что в течение двух недель беседовал с ним больше, чем со всеми своими министрами за два года, пригласил ко двору Вены, наградил его золотой цепью и произвел в рыцари. Композитор принес ему в дар двенадцать скрипичных концертов.

Но жизнь Вивальди, как и многих деятелей культуры того времени, была уязвима перед веяниями моды и финансовыми неурядицами. В 1737 году у него вышел конфликт с архиепископом Феррары, не одобрявшем его образ жизни, и, разумеется, Анну.  Композитор собирался ставить в Ферраре новые оперы, но после различных препон и  запрета на въезд, вложенные в них средства пропали, солисты из-за сорванных контрактов подали на Вивальди в суд.  В Венеции его произведения потеряли былую популярность, появились новые кумиры, а он вышел из моды. Измученный долгами, судебными исками и охлаждением публики, композитор решился перебраться в Вену, куда его приглашал император. Он надеялся, что Анна отправится вместе с ним, но когда обратился к сестрам Жиро, услышал, что певица не должно нарушать гастрольные контракты. Чтобы оплатить переезд, Вивальди продавал рукописи своих концертов и имущество.

СЛУШАТЬ   Вивальди_Лето_Presto

К сожалению, композитор прибыл в Вену в неудачное время: в октябре 1740 года Карл VI внезапно умер от сердечного приступа,  за этим последовала война за австрийское наследство. Одинокий маэстро оказался в разоренной стране, где закрылись театры, а его музыка никого не интересовала, без покровительства правителя и источников доходов. Он распродавал оставшиеся манускрипты, чтобы покинуть Вену, но в результате всех бед его астма резко обострилась и 28 июля 1741 года композитора не стало. За скромную плату музыкант, некогда принадлежавший к числу знаменитейших людей Европы, был погребен в общей могиле для бедняков и место его захоронения в Вене не сохранилось.

И сам Антонио Вивальди, и его музыка оказались в забвении. Лишь Иоганн Себастьян Бах перекладывал его скрипичные концерты для органа и считал своим источником вдохновения. А миру понадобилось две сотни лет, чтобы снова открыть для себя музыку Вивальди. Утерянные и распроданные партитуры находят до сих пор и, вполне возможно, когда-нибудь мы услышим о неизвестных творениях Рыжего Священника.

Оставить отзыв